РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
_______________________________________________________________в___10____классе
(По программе Ю.В.Лебедева)
Шапошникова Г.Р.
2011 – 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
10 класс
Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МБОУ «Быстринская средняя общеобразовательная школа», характеризующий систему организации образовательной деятельности по учебному курсу «Литература» в 10 классе на базовом уровне, специальными целями которого являются воспитание особого, традиционного для русской культуры отношения к литературе как результату общенародного значимого труда, ничем не заменимому инструменту духовно-нравственного самосовершенствования личности.
Рабочая программа составлена на основе · Приказа Министерства образования и науки Камчатского края «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования» от 28.10.2010 года. · Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10 – 11 классы. Ю.В.Лебедев. 2 – е издание.- Москва: «Просвещение», 2011г. · Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2009 г · Базисного учебного плана МОУ «Быстринская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2012 год.
Концепция рабочей программы 10 класса ориентирована на использование базового учебника по литературе для 10 – го класса автора Ю.В.Лебедева, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Камчатского края в 2011-20112 учебном году. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по литературе в соответствии с образовательной программой общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 102 часа учебного времени, из них на уроки развития речи - 15, уроки внеклассного чтения – 6. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МОУ БСОШ, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Цель обучения литературе в 10 – м классе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Формы организации учебного процесса В соответствии с методической темой школы «Рост педагогического мастерства учителей – повышение качества и эффективности образовательного процесса» формы организации учебного процесса следующие:
- литературные конференции,
- метод проектов, презентаций;
- работа в группах.
В рабочую программу по литературе внесены изменения:
o В раздел о творчестве Ф.М. Достоевского я добавила 2 урока внеклассного чтения: «Тема семьи в «Дневнике писателя»» и «Нравственный смысл рассказа Р.Брэдбери «Преступление без наказания» o В раздел о творчестве А.П.Чехова – 1 урок внеклассного чтения по рассказам «Студент» и «Архиерей». o Также добавлены 2 урока внеклассного чтения по повести И.С.Шмелева «Богомолье» и рассказам современных писателей Л.С.Петрушевской и И.Полянской. o В раздел о творчестве И.С.Тургенева – 1 урок развития речи по анализу стихотворения в прозе «Собака» o В раздел о творчестве Л.Н.Толстого – 1 урок развития речи «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир» - в музыке и живописи. С целью проверки знаний и умений учащихся предполагаются различные формы контроля: o тестовая проверка, o сочинения, o зачеты, o семинары.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10 – 11 классы. Ю.В.Лебедев. 2 – е издание.- Москва: «Просвещение», 2011 г. 2. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2009 г 3. Миронова Н.А. Тесты по литературе. К учебнику Ю.В.Лебедева «Литература» М.: Просвещение, 2009 4. Генералова Н.С. Поурочное планирование по литературе. К учебнику Ю.В.Лебедева «Литература» М.: Просвещение, 2008
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы:
Я выбрала УМК автора Ю.В.Лебедева, во-первых, потому, что изучаемые произведения, включенные в программу, и творчество авторов анализируются здесь с точки зрения духовно-нравственных ценностей. В учебнике «Литература: 10 класс» русская литература рассматривается как уникальное явление отечественного Ренессанса 19 века. Автор учебника указывает на прямые и косвенные контакты русской литературы со святоотеческим духовным наследием, а также обращает внимание на генетическую связь писателя с православно-христианскими ценностями. Во-вторых, в УМК автора Ю.В.Лебедева входит сборник Мироновой Н.А. «Тесты по литературе», что оказывает учителю огромную помощь при организации контроля знаний учащихся. Материалы сборника сделаны в формате ЕГЭ. Отличительная особенность данных тестовых заданий - вариативность, что позволяет подходит дифференцированно к обучению учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знание. Умение. Применение
1. содержание изученных литературных произведений; 2. основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции; 3. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; 4. сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; 5. основные теоретико-литературные понятия; 1. воспроизводить содержание литературного произведения; 2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); 3. анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; 4. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; 5. раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; 6. выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; 7. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; 8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; 9. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; 10. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; 11. составлять планы и тезисы статей на литературные темы; 1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 2. самостоятельное выполнение различных творческих работ; 3. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; 4. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 5. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; 6. составление плана, тезисов, конспекта; 7. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; 8. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; 9. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-тематический план
Введение (2ч)
1. Урок 1. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. 2. Урок 2. Становление и развитие русского романтизма в 1- й четверти 19 века. Русская литература 2-й половины 1820-1840-х годов на путях от романтизма к реализму. Особенности русского романтизма.
А.С.Пушкин (7 +2)
3. Урок 1. Художественный мир Пушкина. Этапы биографии и творчества. Романтические мотивы лирики 1820-х годов. 4. Урок 2. Философская глубина и художественное совершенство лирики Пушкина 1830-х годов. 5. Урок 3. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка. 6. Урок 4. Историческая тема в творчестве Пушкина 1830-х годов. Поэма «Медный всадник». «Бедный Евгений» и «державный исполин»: смысл их противостояния. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. 7. Урок 5. Роман «Евгений Онегин». Историзм и энциклопедизм романа. 8. Урок 6. Реалистический характер романа «Евгений Онегин». Индивидуальное и типическое в характерах Татьяны, Онегина, Ленского. 9. Урок 7. Р/Р «Лелеющая душу гуманность» пушкинского творчества. 10. Урок 8. Р/Р. Зачет по творчеству А.С.Пушкина. 11. Урок 9. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С.Пушкина.
Лермонтов М.Ю ( 5 + 2)
12. Урок 1. Неповторимый облик лирического героя М.Ю.Лермонтова. Энергия трагических преживаний и углубленный психологизм лермонтовской лирики. 13. Урок 2. Романтическое и реалистическое в поэзии Лермонтова. Обличение войны в стихотворении «Валерик». 14. Урок 3. Преодоление трагического одиночества в произведениях религиозной и патриотической тематики. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Бородино», «Родина». 15. Урок 4. Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Герой нашего времени» 16. Урок 5. Духовное путешествие Печорина. Противоречивость образа главного героя. «Демонизм» Печорина. 17. Урок 6. Р/Р. Философская глубина и художественное совершенство лирики М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Стихотворения по выбору. 18. Урок 7. Р/Р. Зачет по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь (7 + 1 ч)
19. Урок 1. Призвание Гоголя-писателя. Этапы биографии и творчества. Гоголь и Оптина пустынь. (Виртуальная экскурсия) 20. Урок 2. Поэма «Мертвые души». История создания. «Мне хочется… показать хотя бы с одного боку всю Русь» (Н. В. Гоголь). 21. Урок 3. Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ». 22. Урок 4. «... Неотразимо страшные идеалы огрубения...» (Характеристика различных типов русских помещиков) 23. Урок 5. «... Неотразимо страшные идеалы огрубения...» (Характеристика различных типов русских помещиков) 24. Урок 6. Чичиков и губернское общество. 25. Урок 7. Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души». Образ России в лирических отступлениях. Лирические отступления 26. Урок 8. Р/Р. «Что же представляет собой мысль Гоголя Н.В. в поэме «Мертвые души»? (Урок –практикум) Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Гоголя.
Характеристика литературного процесса 2-й половины XIX века (1 ч)
27. Урок 1. Становление реализма в русской литературе 19 века. Своеобразие становления реализма в русской литературе.
Гончаров И. А. (6 + 1 ч.)
28. Урок 1. О своеобразии художественного таланта И.А.Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Три романа - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» 29. Урок 2. Роман «Обломов». Образ главного героя. 30. Урок 3. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера Обломова. 31. Урок 4. Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе. 32. Урок 5. «Необыкновенное мастерство Гончарова рисовать женские характеры» (В. Г. Белинский) (Женские образы в романе И. А, Гончарова «Обломов»). 33. Урок 6. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл пр-ия. 34. Урок 7. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.
А.Н.Островский (7 ч)
35. Урок 1. «Колумб Замоскворечья» (Очерк жизни и творчества А. Н. Островского). Художественный мир драматурга. 36. Урок 2. Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе». 37. Урок 3. Город Калинов и его обитатели. 38. Урок 4. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством» 39. Урок 5. Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме «Гроза». 40. Урок 6. А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Художественное своеобразие пьес драматурга 41. Урок 7. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.
И. С. Тургенев. (6 + 2 ч.)
42. Урок 1. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. Общественные взгляды писателя. Этапы биографии и творчества. «Записки охотника». 43. Урок 2. Герой 60-х годов нигилист Базаров. Творческая история романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». 44. Урок 3. Споры партий и конфликт поколений в романе. 45. Урок 4. Автор и герой в романе. Сложность позиции Тургенева. 46. Урок 5. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. 47. Урок 6. Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений. 48. Урок 7. Р/Р. Семинар-беседа по теме «Вечные» проблемы в романе «Отцы и дети». 49. Урок 8. Р/Р. Урок-практикум по стихотворению в прозе «Собака».
Николай Алексеевич Некрасов (6 ч)
50. Урок 1. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова. (Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений) 51. Урок 2. Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...». 52. Урок 3. Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка. «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. 53. Урок 4. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история поэмы. 54. Урок 5. Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрена Тимофеевна и дед Савелий. 55. Урок.6. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» пр-ия. Неразрешенность вопроса о народной судьбе.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 ч)
56. Урок 1. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города». 57. Урок 2. Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России. 58. Урок 3. Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России.
Внеклассное чтение (1 ч)
59. Урок 1. ВН/ЧТ. Жажда праведности. (По повести И.Шмелева «Богомолье»)
Федор Михайлович Достоевский(10+1 ч)
60. Урок 1.Встреча с Ф.М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком (Очерк жизни и творчества) «Человек есть тайна…». О портрете Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова. 61. Урок 2. Атмосфера 60-х годов и ее отражение в романе «Преступление и наказание». 62. Урок 3. Петербургские углы. «Униженные и оскорбленные» в романе. 63. Урок 4. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. 64. Урок 5. Идея и натура Раскольникова. Наказание героя. 65. Урок 6. «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе. 66. Урок 7. Свет Сониной души. 67. Урок 8. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл финала произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф. М. Достоевского. 68. Урок 9. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению. 69. Урок 10. ВН/чт Рэй Брэдбери. Нравственный смысл рассказа «Наказание без преступления». 70. Урок 11. ВН/ЧТ. Тема семьи в «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевского.
Федор Иванович Тютчев (3 ч)
71. Урок 1. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!», «Нам не дано предугадать...». 72. Урок 2. Любовь в лирике Ф. И. Тютчева. «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» и 3 стихотворения по выбору. 73. Урок 3. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.
Внеклассное чтение (1 ч)
74. Урок 1. ВН/ЧТ. Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников».
Лев Николаевич Толстой (11+2 ч)
75. Урок 1.«Они писали Льва Толстого». О портретах Толстого работы разных художников. (И.Е.Репина, И.Крамского). «Толстой - это целый мир» (М. Горький) (Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого). 76. Урок 2. «Я старался писать историю народа» (Л. Н. Толстой) (История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия). 77. Урок 3. «Вечер Анны Павловны был пущен...» («Высший свет» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»). 78. Урок 4. В доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые Горы»). 79. Урок 5. Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. 80. Урок 6. Образ Наташи Ростовой. 81. Урок 7. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых. 82. Урок 8. Война - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (Л. Н. Толстой) (Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания 111 тома романа «Война и мир»). 83. Урок 9. Р/Р. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир» - в музыке и живописи. 84. Урок 10. «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною... силой» (Л. Н. Толстой) (Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый) 85. Урок 11. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Л. Н. Толстой) (Образы Кутузова и Наполеона). 86. Урок 12. Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». 87. Урок 13. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.
Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч)
88. Урок 1. «Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь...». 89. Урок 2. Характерные особенности лирики Фета, ее новаторские черты. «Шепот, робкое дыханье...». Стихотворения по выбору.
Внеклассное чтение (1 ч)
90. Урок 1. ВН/ЧТ. Читательская конференция по рассказам Л.Петрушевской и И.Полянской («Страна» и «Мама»).
Николай Семенович Лесков (3 ч)
91. Урок 1. Самобытность таланта и особенность идейной позиции Лескова. 92. Урок 2. Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина. «Очарованный странник» 93. Урок 3. Образы праведников в творчестве Н.С.Лескова. «Место действия – Орел» (Урок-путешествие по следам лесковских героев)
Антон Павлович Чехов (6 +1 ч)
94. Урок 1. Тайна личности А. П. Чехова (Очерк жизни и творчества писателя). Особенности художественного мироощущения Чехова. «Крым в жизни и творчестве А.П.Чехова». (Урок-путешествие) 95. Урок 2. Проблема распада личности в рассказах Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «Дуэль») 96. Урок 3. Проблема постижения любви в рассказах Чехова («Попрыгунья», «Дама с собачкой», «О любви») 97. Урок 4. ВН/ЧТ. Проблема поиска правды в рассказах Чехова («Архиерей», «Студент») 98. Урок 5. «Пусть на сцене все будет… как в жизни» (А. П. Чехов) (Чехов - драматург). Особенности драматургии Чехова. Новый театр. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Основной конфликт. 99. Урок 6. Уходящее поколение владельцев сада и молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям. 100. Урок 7. Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.
Обзорная тема (1 ч)
101. Урок 1. Нравственные уроки русской литературы XIX века.
Из зарубежной литературы (1 ч.)
102. Урок 1. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст». Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст» как философская трагедия. (Обзор)
|